Марианна Пенькова: «Сегодняшнее время потомки назовут Серебряным веком российской парфюмерии!»

Уже несколько лет в России проходит организованный Парфюмерным клубом России VAST Perfume Salon – одно из самых ярких парфюмерных событий не только в России, но и в Европе. Профессионалы рынка, независимые парфюмеры, любители и ценители ароматов встречаются в Москве, чтобы обсудить деловые моменты, продемонстрировать или изучить новинки и, конечно же, насладиться особенной атмосферой, которая царит на салонах Парфюмерного клуба. В преддверии очередного такого события, которое пройдет в апреле, мы беседуем с Марианной Пеньковой, директором Парфюмерного клуба России, организатором салона VAST Perfume Salon.

С&У: Марианна, расскажите, с чего начинался Парфюмерный Клуб?

М.П.: Парфюмерный клуб России был организован 19 лет назад и с первого дня работы определил своей главной задачей поддержку российской парфюмерии и становление цивилизованного парфюмерного рынка в нашей стране. Мы выделили одним из наших приоритетов благородную миссию по развитию парфюмерной культуры в России, для реализации которой параллельно осуществляем несколько направлений и проектов. Это обучение специалистов в Академии парфюмерии, созданной при нашей организации, где возможно пройти и базовый курс, и повысить свою квалификацию индивидуально. Это и аналитические сенсориумы по сезонным трендам в парфюмерии, которые необходимы для выбора перспективных ароматических направлений эвалюаторам парфюмерных компаний. А также консультирование на всех стадиях разработки парфюмерных продуктов. Поскольку среди наших членов и российские производители, и импортеры, и сырьевые концерны, и стекольные заводы, мы проводим ряд традиционных публичных мероприятий, направленных на популяризацию парфюмерного креатива и расширение связей внутри сообщества.

Центральное мероприятие клуба: церемония награждения лучших парфюмерных продуктов «Аромат года» – FiFi Russian Fragrance Awards – проект, известный в среде профессионалов как «Парфюмерный Оскар». А сейчас знаковым событием становится VAST Perfume Salon, нацеленный на популяризацию креатива в парфюмерии. Проекты проводятся в партнерстве с французским филиалом некоммерческой организации the Fragrance Foundation (США) – Fragrance Foundation France. Президент этой организации г-н Филипп Угетто – большой друг нашего клуба и частый гость на наших официальных мероприятиях. На данный момент его визиты в Россию прервались из-за закрытых границ, но, надеюсь, в будущем 2022 году г-н Угетто приедет к нам на празднование 20-летия Парфюмерного клуба России. Ждем это событие и уже начинаем готовиться!

С&У: Парфюмерный клуб России давно и серьезно занимается продвижением российской нишевой парфюмерии. Как Вы считаете, есть ли национальные особенности у русской парфюмерной ниши?

М.П.: Парфюмерный клуб увидел в сегменте Russian Niche большое будущее. Мы уверенно движемся по пути возрождения былой славы российской парфюмерии. Это довольно амбициозная задача, но в этом году парфюмерному салону VAST Perfume Salon и нашему движению по продвижению российской ниши уже четыре года, и наши усилия дают свои плоды. Активизируются организаторы других подобных мероприятий, рождаются новые проекты, появляются новые парфюмерные пространства, а также новые формы коммуникации с покупателями и ценителями ароматов.

В России, где исторически очень сильна влюбленность в парфюмерию, наконец-то формируется сообщество парфюмеров-художников, парфюмеров-творцов – в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани, есть несколько парфюмеров в других городах России. Они способны, как мне кажется, сформировать новый более дорогой и креативный сегмент российского парфюмерного рынка. Сейчас покупателя интересует так называемый индивидуальный «пошив» – аромат должен быть уникален, индивидуален, должен воплощать личность его обладателя. Это один из мировых и российских трендов. И есть стремление вернуться к истокам в парфюмерии, к более натуральному сырью и природности ароматной продукции, этот тренд касается не только парфюмерии, но и косметических средств, как, впрочем, и других областей нашей жизни.

С&У: Знают ли в нашем Отечестве и в мире русскую парфюмерию? Как распространить эти знания?

М.П.: К сожалению, пока нашему покупателю мало известно о российской авторской и нишевой парфюмерии. И в принципе мало известно о российских парфюмерных компаниях и брендах. Широко представлены массовые линейки, на основании этого потребитель делает выводы о качестве и достоинствах российского парфюма в целом, как мне кажется, не углубляясь в изучение всего ассортимента. А ведь даже у широко известных российских производителей есть как базовые позиции, так и более изысканные ароматы, созданные по заказу известными парфюмерами – как зарубежными, так и российскими. Развитие именно этого премиального продукта и представляет сегодня интерес. А развитие нишевого продукта с участием российских парфюмеров – это пока вопрос будущего, к сожалению, не такого близкого, как хотелось бы.

На данном этапе Парфюмерный клуб видит своей целью популяризацию не столько отдельных компаний, брендов или сегментов, но в целом укрепление имиджа парфюмерной продукции Made in Russia. Что можно сделать? Проводить больше мероприятий, открытых выставок не только в Москве, но и других городах. Активнее продвигать эти идеи в интернет-пространстве. Привлекать и увлекать потребителя. Для этого необходимо верить в качество и креатив российской парфюмерии, а это пока не так однозначно, но надо работать, в любом случае мы на правильном пути.

С&У: Не страдает ли потребительский парфюмерный вкус от масс-маркета?

М.П.:Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Вкус потребителя формируется в зависимости от того информационного поля, которое его окружает. Если нашими общими усилиями начнет формироваться мода на русскую нишевую парфюмерию, появятся инвестиции в этот сегмент, качество и технологичность продукции будут расти, потребитель начнет отдавать предпочтение российскому продукту. Но до этого еще очень далеко. Хочется вспомнить о забавных маркетинговых шагах, которые в свое время предпринимал Генрих Брокар, меняя потребительские стереотипы. Например, когда он поменял этикетки российских и французских парфюмов. Флаконы с французскими этикеткам раскупили, а потом было объявлено, что на самом деле это были ароматы от русских парфюмеров его компании.

С&У: Откуда берутся российские парфюмеры? Как получить в России стоящее парфюмерное образование?

М.П.: К сожалению, у некоторых есть ошибочное мнение о том, что парфюмер – это призвание, что это сугубо творческая профессия. Да, для того чтобы стать парфюмером необходим талант как музыканту и художнику. Но это половина дела. Необходимы профессиональные навыки и трудолюбие. Мелодия и сюжет картины сначала рождаются в голове, а потом маэстро переносит идеи на бумагу и холст. Также и у парфюмера – ольфакторный образ должен сложиться ментально, а как его воссоздать во флаконе – это то, чему необходимо учиться, чтобы виртуозно справиться с задачей. Чтобы не было какофонии или полифонии, чтобы краски ложились ровно и оправданно, чтобы один элемент не заглушал другой. Вот этому и учат в нашей Академии – учат слушать ароматы как музыку, учат разбираться в сырье, в его свойствах, показывают, как сложить классический аккорд и так далее. И когда ученик это все уже знает и умеет, мы приступаем к творчеству и учим описывать и создавать индивидуальные ароматы. Вы спросите, необходимо ли иметь образование химика? Да, это желательно, но профессия химик не равно профессия парфюмер. Получив высшее образование в химическом вузе, необходимо продолжать обучение уже как парфюмеру. В России есть ряд курсов, кроме нашей Академии, проходят различные мастер-классы, где можно приобщиться к профессии. Не будем сейчас говорить, хороши они или плохи. В стране, где были утрачены традиции парфюмерного искусства, многое приходится восстанавливать с нуля. Если кому-то кажется, что доверить свое образование специалистам в России не выход, можно отправиться на обучение во Францию. Есть ряд профильных учебных заведений в Париже, Версале, Грассе, которые предлагают различные варианты программ на платной основе. Пройти небольшую стажировку можно и с Парфюмерным клубом по программе VAST Advanced Perfumer, мы организуем недельные туры в лаборатории известных парфюмеров в Париже, у нас преподают Натали Фейстхауэр и Писсара Умавиджани.

С&У: Расскажите немного подробнее об этих мэтрах парфюмерного искусства.

М.П.:Натали Фейстхауэр была признана Парфюмером года по версии FiFi Russia 2019. Призером FiFi в номинации Exclusive Niche стал ее аромат Nomenclature, fluo_ral. Блистательная карьера Натали начиналась в Givaudan (1986–2008) и Symrise (2009–2014). В ее портфолио – ароматы марок Cartier, Hermes, Lancome, Chopard, Hugo Boss, Versace. Сегодня она сотрудничает с известными нишевыми брендами, такими как Aedes de Venustas, MDCI, Nomenclature, Sous Le Manteau, The World of Chris Collins. С 2018 года Натали постоянный член жюри FiFi Russian Fragrance Awards. Второй преподаватель курса – Писсара Умавиджани (Pissara Umavijani), основательница нишевого бренда Parfums Dusita и также обладательница нескольких наград FiFi Russia и член международного жюри нашей премии.

С&У: Кто из российских парфюмеров за последнее время поразил лично Вас?

М.П.: Мне сложно особо выделить кого-то, оценка ароматов – это очень субъективно. Могу сказать только, что в числе участников салона VAST Perfume, который Парфюмерный клуб России проводит для продвижения российского парфюмерного искусства, много достойных парфюмеров из Москвы и других городов, и особенно радует, что салон приобрел федеральный охват. И очень приятно будет принимать на салоне 2021 года дебютантов: Елену Пачкалову (Самара), Тамару Троцко (Ессентуки), Инну Шергину (Гатчина), Эльнару Подберезскую (Нижний Новгород) и других.

С&У: Как обстоят дела с сырьевой базой? Какое сырье используют отечественные парфюмеры?

М.П.: Российские парфюмеры в основном используют индивидуальные душистые вещества от лидирующих концернов: IFF, Givaudan, Firmenich, Symrise, которые закупают в парфюмерных интернет-магазинах – российских и зарубежных. Иногда группы парфюмеров делают совместную закупку, заказывая сырье непосредственно у одного из крупных поставщиков. Российское сырье в парфюмерии не используют, но при изготовлении другой ароматной продукции это вполне допустимо, например, для свечей. Эфирные масла пихты, кедра, ели из Сибири довольно популярны и подходят для ароматизации помещений. Есть и другие предложения на рынке, например, эфирные масла тысячелистника, березовых почек, черного тополя, но опять же не для парфюмерии.

С&У: Каким образом русскому парфюмеру выйти на продажи? Как Вы считаете, можно ли совместить бизнес и авторское искусство парфюмерии?

М.П.: Безусловно, парфюмер, начиная как творческая личность, преследует цель выйти на рынок, найти свое место, попасть в ротацию, стать востребованным, имея ввиду не только финансовый аспект, но и имиджевый. Сразу скажу, без популярности у публики нет необходимости ввязываться в промышленный тираж. Если количество заказов до 50 флаконов в месяц, это бессмысленно, такой тираж парфюмер вполне может выполнить самостоятельно или с привлечением помощников-лаборантов. Если востребованность и тираж растут, следует задуматься о том, как снизить свои издержки и сэкономить время, ведь ручной труд ценится гораздо дороже. Но здесь есть и оборотная сторона медали – продукция инди-парфюмера может быть популярна потому, что это штучный товар Hand Made, несущий в себе энергетику парфюмера. В наше время всеобщей автоматизации это очень ценно. Поэтому спрос на такой товар будет всегда, к тому же сейчас это популярный тренд в совокупности с увлечением натуральными ингредиентами.

С&У: И все же, как запустить линейку в массовое производство? Какие минимальные партии? Насколько это доступно по цене, возможностям подбора сырья и упаковки в России?

М.П.: Для начала хотелось бы ответить на вопрос – что такое массовое производство? Минимальная рентабельная партия в масс-маркете по одному наименованию составляет 10 000 флаконов, если мы говорим об упаковке, и 50 кг парфюмерной композиции, если мы говорим о сырье. На такие объемы российская ниша не выйдет никогда, да и нет в этом никакого смысла. Для ниши оптимальный тираж 1000–2000 флаконов одного аромата. На мой взгляд, разумно из всей линейки выбрать бестселлеры и произвести именно их промышленным способом. Остальные ароматы можно оставить в ассортименте и готовить под заказ или небольшими партиями.

Думаю, все понимают, что при производстве промышленным способом издержки на единицу продукции снижаются. Но вопрос о доступности перехода непрост потому, что единовременные расходы по закупке комплектующих, сырья и оплате услуг завода, который осуществит выпуск промышленной партии на лицензируемом производстве и проведет необходимые действия по сертификации, могут быть гигантскими по сравнению с расходами инди-парфюмера, который все производит в ручном режиме. Сложность еще в том, что в производство должно быть запущено одновременно несколько ароматов, с одним ароматом выходить на рынок не получится. Соответственно, финансовая нагрузка возрастает в разы.

Отдельно хочу сказать о сложностях подготовки парфюмерной композиции. Парфюмер должен уметь составить и записать формулу своих ароматов так, чтобы ее могли прочитать и однозначно понять на сырьевом концерне, с которым парфюмер собирается работать. К такому виду сотрудничества готовы далеко не все, но есть сырьевые компании, которые берутся за адаптацию композиции, то есть воссоздание аромата на том сырье, которое имеется. После согласования тестовых образцов, сырьевая компания готовит промышленную партию и отправляет ее на завод.

На сегодняшний момент крупные стекольные заводы берутся за создание уникального флакона и промышленного декора индивидуально под заказчика при тираже от 50 тысяч штук. Поэтому целесообразнее использовать стандартные флаконы, которые не массово востребованы. Или, например, взять массовый флакон и декорировать его оригинальным образом в ручном или полуручном режиме. Стоит также подумать над коробкой и дополнительными аксессуарами, которые могут добавить оригинальности продукту.

С&У: Расскажите о ближайших мероприятиях Парфюмерного клуба, ольфакторных состязаниях в рамках различных конкурсов. Эногастрономия, живопись, музыка – с какими еще видами искусства, с Вашей точки зрения, может соприкасаться парфюмерное искусство?

М.П.:Мы в постоянном поиске, придумываем новые проекты и дорабатываем идеи до фактической реализации. В прошлом году успешно стартовал конкурс VAST Olfactive Awards, который мы называем ольфакторным тематическим соревнованием среди парфюмеров. Он проводится в рамках VAST Perfume Salon. Могу уверенно сказать, что с конкурсом салон приобрел еще большую популярность и размах.

VAST Olfactive Awards – своеобразное ольфакторное соревнование парфюмеров, которые получают бриф на определенную тему и должны создать аромат в указанной стилистике. Ароматы всех участников представляются на салоне под номерами, тестирование пройдет в несколько этапов: предотбор силами экспертов Парфюмерного клуба России, выбор финалистов в течение первого дня салона, экспертное голосование компетентного жюри на второй день салона в присутствии всех гостей и участников салона. Мы решили не раскрывать, кто же участники этого соревнования, вплоть до награждения.

Каждый год тема будет меняться. В прошлом 2020 году мы объявили темой Энопарфюмерию, которая создана на стыке энологии – науки о виноделии, и парфюмерии. В жюри участвовали известные винные эксперты: Заслуженный сомелье России Артур Саркисян, руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев, директор школы сомелье Юлиана Григорьева. Вино и парфюмерия – близкие по духу произведения человеческого мастерства, которые носят эмоциональный характер. Определенные стили вина, сорта винограда, регионы виноделия несут не только заданный «набор» нот и оттенков, но и обладают собственной легендой, создают настроение, точно так же, как и парфюмерия.

С&У: Какая тема ожидает нас в этом году?

М.П.: В 2021 году темой конкурса объявлен «Шоколад». На конкурс принимаются гурманские ароматы с доминантой ноты шоколада, выполненные в оригинальной аранжировке. Мы ожидаем ароматы от конкурсантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Норильска, Челябинска, Гатчины, Алматы и других городов. Для оценки работ российских парфюмеров мы приглашаем известных шоколатье и экспертов по десертам! А для 2022 года разрабатываются брифы на тему «Кофе», и мы ожидаем на салоне лучших бариста!

Нам кажется, что таким образом через участие в парфюмерных салонах и конкурсах, идея развития парфюмерного искусства получает наилучшее воплощение, и мы даем российским парфюмерам стимул к развитию.

Если период расцвета российской парфюмерии столетие назад называют Золотым веком, то, мне кажется, сегодняшнее время потомки назовут Серебряным веком! Не хочу раскрывать всех карт, могу лишь сказать, что мы готовим новый ольфакторно-культурологический спецпроект, посвященный Серебряному веку русской поэзии, анонс которого пройдет в рамках VAST Perfume Salon 2021, а реализация которого завершится к 20-летию Парфюмерного клуба России. Приходите на салон, сами все узнаете!

Подготовила Елена Смирнова, редактор www.cosmetic-industry.com

VAST Perfume Salon 2021

VAST Perfume Salon 2021 пройдет в Москве в «Президент-Отеле» 16 и 17 апреля и станет четвертым в истории Парфюмерного клуба России. Это событие федерального масштаба, нацеленное на расширение спектра парфюмерного искусства и популяризацию креатива в парфюмерии. Оно собирает на одной площадке крупнейших производителей и поставщиков душистого сырья, дистрибьюторов селективной и нишевой парфюмерии, представителей новых зарубежных брендов, российских независимых парфюмеров и криэйторов, экспертов, коллекционеров и поклонников парфюмерии.

Первый день работы салона ориентирован преимущественно на профессионалов парфюмерного рынка России – ритейлеров, экспертов, а также представителей СМИ и блогосферы. Поэтому деловая программа отличается особой насыщенностью. Для участников и гостей салона проводятся круглые столы и public-talk по актуальным для отрасли вопросам, презентации, лекции, сенсориумы.

Традиционно в рамках салона работают две секции:

International Niche: международная нишевая парфюмерия; новинки и лучшие коллекции из портфолио российских дистрибьюторов и представителей брендов; промышленная парфюмерная продукция, созданная российскими компаниями в премиальном сегменте.

Russian Niche: авторская парфюмерия, представленная российскими независимыми парфюмерами.

Ежегодно в салоне принимают участие порядка 40 артизанальных брендов, однако каждый год Парфюмерный клуб России открывает новые имена, становясь премьерной площадкой для молодых авторов, выделив для них специальную Аллею дебютантов. Год от года расширяется и география участников; к коллегам из Москвы присоединяется все больше парфюмеров из других городов России.

Поделитесь этой публикацией с коллегами и друзьями Источник: № 02 (235) март 2021

Добавить комментарий